«ЛОГОРИТМИКА»

Логоритмический кружок

(все возрастные категории).

Проводит  учитель-логопед первой квалификационной категории

Короткова Евгения Игоревна.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

ЧТО? ЗАЧЕМ? И ПОЧЕМУ?

 В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, растет количество детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий. Практика и опыт показывают, что наряду с традиционными методами работы в профилактике и коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптации к условиям внешней среды. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Сейчас в первые классы наших школ поступает 55,5% детей с отклонениями речевого развития.

 Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 3-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка стремительно нарастает. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь затрудняет общение и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

         Воспитание чистой речи у детей задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя, родители.

         Введение предмета логопедическая ритмика в программу обучения дошкольников среднего и старшего возраста обусловлено необходимостью осуществления действенного способа профилактики, коррекции и компенсации недостатков речевого, моторного и психического развития. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Процентное содержание перечисленных компонентов может быть разнообразным, с преобладанием одного из них или связи между ними.

         Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое развитие спонтанно не достигнут своего онтогенетического уровня. Необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы. Занятия логоритмики позволяют осуществить дифференцированный подход к развитию и коррекции речевой и двигательной сферы.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.Целью проведения занятий по логоритмике является профилактика появления и, непосредственно, преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции неречевых и речевых психических функции через музыку, движение и слово.

Главная задача в логопедической ритмике — улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.

Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.

В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественные, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.          

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Одна из особенностей логоритмики – это использование разных видов музыкально-речевой деятельности:

– упражнения на развития дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха его силу и постепенность;

– упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее;

– артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц органов артикуляции, четкой дикции;

– пальчиковые игры и речевые упражнения с одновременным выполнением действия развивают мелкую моторику, помогают ритмичному исполнению стихотворного текста;

– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, палочками помогают в развитии творческих и музыкально-сенсорных способностей детей, развитию чувства ритма;

– упражнения, активизирующие внимание. Они формируют быструю реакцию на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, моторную, умение воспроизводить ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое. Здесь широко используются слово, музыка, жесты;

– коммуникативные игры и танцы: развивают чувства ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение;

– упражнения на релаксацию воспитывают умения контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом.

Еще один плюс занятий по логоритмике это коллективные выполнения заданий, когда отдельным детям за счет подражания другим удается правильно выполнить ритмическое упражнение. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, помогают ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно взаимодействовать.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ ФАКУЛЬТАТИВНО, ПО СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЕ, которая  НЕ ДУБЛИРУЕТ ОСНОВНУЮ, а дополняет её.