«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Кружок «Занимательная математика»

(все возрастные категории).

Проводит воспитатель высшей квалификационной категории

kustovaКустоваТатьяна Владимировна.

Блоки Дьенеша «НОВАЯ МАТЕМАТИКА»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познание», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».

     Под логико-математическим развитием дошкольников рекомендуется понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций».

Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе. Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие начал логического мышления.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является  активное использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Основные особенности этих дидактических материалов — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Новизна программы  состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера у дошкольников развивается логическое мышление.

Цель:

создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка — (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления — (на геометрическом материале).
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

  1. Ознакомление с количественными представлениями,  с последовательностью чисел натурального ряда

2.Знакомство  с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом

  1. Закрепление представлений о величине
  2. Ознакомление с пространственными отношениями

Воспитательные:

  • Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему занимательных  игр, с  блоками Дьенеша и палочками Кюизенера,   которые  знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают  упражняться в ориентировке во времени и пространстве.

 Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Разделы программы:

  • Количество и счет
  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Ориентировка в пространстве
  • Представления о величине

Принципы:

  • Проблемности — ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
  • Доступность — соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
  • Психологической комфортностисоздание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
  • Творчестваформирование способности находить нестандартные решения
  • Индивидуализацииразвитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые  включают различные виды детской  деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом
  • Сюрпризные моменты
  • Физкультминутки
  • Подвижные игры

Методы и приемы работы:

  • Объяснительно — иллюстративный — воспринимают и усваивают готовую информацию
  • Репродуктивный — воспроизводят освоенные способы деятельности
  • Поисковый — решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
  • Исследовательский — самостоятельная творческая работа
  • Практический — игровые задания, упражнения
  • Наглядный — использование карточек, схем, альбомов.

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.