Образовательный процесс
- МБДОУ № 51 согласно Закону «Об образовании в РФ» является первым уровнем образования.
- В МБДОУ «ЦРР детский сад № 51″ образование
128 воспитанников осуществляется
на государственном языке Российской Федерации (русском).
- Форма обучения — по основной образовательной программе дошкольного образования — очная.
- Нормативный срок обучения — 2-7 лет
- Срок действия государственной аккредитации — В соответствии с п.1 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация дошкольных образовательных организаций не предусмотрена.
Четыре группы – садового возраста (дети с 3 – 7 лет)
Одна группа — ясельного возраста (дети с 2 — 3 лет)
Количество групп:
реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых
адаптированных образовательных программах ⇒ http://33mbdou51.ru/?page_id=84
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МБДОУ «ЦРР — ДЕТСКИЙ САД № 51» АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи ДОУ 51, разработанных на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.
Программы разработаны с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 51» и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа направлена на:
— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 2 до 8 лет в группах общеразвивающей направленности. При необходимости Программа может быть адаптирована для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой {далее – ПОПДО «От рождения до школы»).
Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Приоритетные задачи реализации Программы:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
- формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Основные методологические подходы к формированию Программы:
- культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский);
- личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие;
- деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы формирования Программы:
- совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.);
- целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.);
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- построение партнерских взаимоотношений с семьей;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения:
- принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
- принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
- принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях);
- принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития — в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.;
- принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
Обязательная часть Программы полностью соответствует
- ПОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих парциальных программ:
- Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность».
Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Цель: формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности.
Задачи:
- обеспечение физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия дошкольников;
- формирование у детей ценностей здорового образа жизни;
— ознакомление с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в природе;
- развитие самостоятельности и ответственности в различных жизненных ситуациях.
- С.Н. Николаева «Юный эколог».
Авторская программа решает задачи формирования у ребенка правильного отношения к природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ, усиливая соответствующие разделы комплексных программ, обеспечивая при этом целостность педагогического процесса на протяжении 3-4 лет пребывания ребенка в учреждении.
2 Планируемые результаты освоения Программы
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров — возрастных характеристик возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры обязательной части Программы представлены к началу дошкольного возраста (к 3 годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам).
Целевые ориентиры обязательной части Программы
Целевые ориентиры к началу дошкольного возраста (к 3 годам) | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам) |
— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
— ребенок использует специфические. культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, может вариативно менять свои действия на пути достижения цели; — ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми 1 (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.); — ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; в общении ребенка преобладает положительный эмоциональный фон: ребенок не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма; — — ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым (заедет вопросы, призывает к действию и т.п.); — ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; — ребенок проявляет интерес к стихам. песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; — у ребенка развита крупная моторика. он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях); — ребенок узнает и называет членов своей семьи, ориентируется в отношении гендерных представлений : людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка. бабушка, тетя, дядя, дети). Имеет первичные представления о некоторых профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель).
|
— ребенок овладевает основными культурными средствами и способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; — ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; — ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой; бережно относится к животным и растениям; — ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; — у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; — ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»; — ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать; — ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениям истории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними; — ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; — ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); — ребенок умеет работать по правилу, образцу и простейшему алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить своё затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили его достичь. |
При реализации Программы педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Цель диагностики — оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются также для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Используемые методики:
— Нормативные карты развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов)
— «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под редакцией
О.А. Сафоновой
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены целевые ориентиры на этапе завершения освоения парциальных программ.
Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» | С.Н. Николаева
«Юный эколог» |
— у ребенка сформированы понятия о ценностях здорового образа жизни;
— знает составляющие здорового образа жизни и факторы, разрушающие здоровье — ребенок признает важность соблюдения режима дня, стремится соблюдать, может высказаться о важности соблюдения режима дня; — имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого роганизма; — стремится правильно питаться, может высказаться о важности правильного питания; — признает важность активности, стремится больше бывать на свежем воздухе, может высказаться о важности активности на свежем воздухе; — знает значения сигналов светофора; — знает, различает все основные дорожные знаки; — различает, объясняет различия между проезжей частью, тротуаром, пешеходным переходом; — знает и соблюдает меры предосторожности, связанные с опасными предметами дома, в городе и на природе; — у ребенка сформированы предпосылки экологического сознания; — имеет представления о правилах поведения с незнакомыми людьми и соблюдает их; — знает как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации; — имеет представления о правилах оказания необходимой помощи; — ребенок способен управлять своим поведением в соответствии с нормами безопасности жизнедеятельности. |
— у ребенка сформировано правильное отношения к природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней;
— ребенок знает особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ; — знает приспособительные зависимости существования живых организмов от факторов внешней среды, — знает взаимосвязи существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ; — у ребенка сформированы предпосылки экологического сознания. |
Примерный базисный учебный план МБДОУ ЦРР – детского сада № 51, реализующий программу «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой
Базовая часть |
Количество занятий в неделю |
||||
2 мл. гр. | Средн. гр. | Старш.гр. | Подгот.гр. | ||
1.1. | Федеральный компонент | ||||
1.1.1 | Ознакомление с окружающим миром и развитию речи | 1 | 2
или 1 |
4 | 4 |
1.1.2 | Формирование элементарных математических представлений | — | —
или 1 |
1 | 1 |
1.1.3 |
Конструктивная деятельность |
1 | 1 | 1 | 1 |
1.1.4 |
Художественное творчество (Рисование) |
1 | 1 | 2 | 2 |
1.1.5 |
Художественное творчество (Лепка) |
1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.1.6 |
Художественное творчество (Аппликация) |
1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.1.7 | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 |
1.1.8 | Музыка | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 10 | 10 | 14 | 14 | |
1.2. | Национально-региональный компонент | ||||
2.1.1 | Краеведение | ||||
Итого: | |||||
Вариативная часть( модульная) |
|||||
|
|||||
Всего: |
Примерный базисный учебный план МБДОУ ЦРР – детский сад № 51, реализующий программу воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
Научные редакторы — Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова
Базовая часть |
Количество занятий в неделю |
|||||
1 мл. гр. | 2 мл. гр. | Средн. гр. | Старш.гр. | Подгот.гр. | ||
1.1. | Федеральный компонент | |||||
1.1.1 | Познание.
— Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность — Формирование элементарных математических представлений — Формирование целостной картины мира
|
1
|
1
1
|
1
1 |
1
1
1 |
1
2
1 |
1.1.2 | Коммуникация. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 |
1.1.3 | Чтение художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 |
1.1.4 | Художественное творчество:
— рисование — лепка — аппликация |
1 1 |
1 0,5 0,5 |
1 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
1.1.5 |
Физическая культура |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
1.1.6. |
Музыка |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 10 | 10 | 10 | 13 | 14 | |
— Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,
2014. — 386 с.
— Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР», СПб., 2008.
— Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей (подготовительной) логопедической группе» С.-Пб. 2014г.
— С.П. Цуканова, Л.Л. Берц «Учим ребёнка говорить и читать» М. 2006г.
— Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб. 1998г.
— «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В
— В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Учебно-методич. комплект. М. 2003г.
— Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб. 1998г.
— О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Учебно-методический комплект М. 2007г. «Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня» М. 2013г.
— Т.В. Пятница, Т.В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии » Ч. 1,2 ; М. 2010г.
— логокоррекционный опыт работы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Тумановой Т.В., Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р., Теремковой Н.Э. и др.авторов.
%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF-%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0.docx